ФЛОТ ВЕЛИКОЙ ДЕРЖАВЫ

| Новости сайта | Обратная связь | Ссылки |

ВМФ России сегодня

Корабли, события, люди.
Новости из жизни флота и судостроительной промышленности

История флота

Флот в послевоенный период. История экипажей, частей и соединений ВМФ

Личное дело

Биографические данные командного состава и не только..

Мы вместе служили когда-то..

Юбилеи, встречи, поиск сослуживцев..

Разведотдел

ВМС, корабли и вооружение иностранных государств

Архив событий

Информация главной страницы, перенесенная в архив

Военно-технический альманах "ТАЙФУН"
Crest of 24th Submarine Division

БОЕВОЙ ПУТЬ СОЕДИНЕНИЯ

Военно-Морской Флот Советского Союза, в 60-х и 70-х годах успешно освоивший новейшие ракетно-ядерные технологии и покоривший просторы Мирового океана, продолжал расти, совершенствовать свою инфраструктуру. В начале 80-х годов командованием ВМФ было принято решение усилить объединение стратегических атомных подводных лодок многоцелевыми подлодками, возложив на них задачи обеспечения боевой устойчивости РПЛ СН. Во исполнение принятого решения директивой Главного штаба от 11 мая 1985 года создается управление 24 дивизии подводных лодок. Организационное формирование закончилось к концу 1985 года.

Дата 30 октября установлена годовым праздником соединения.

Соединение укомплектовывалось атомными ракетно-торпедными подлодками второго поколения проекта 671РТ, переводимыми из других соединений. Данный тип подводной лодки являлся модификацией противолодочной ПЛА проекта 671, имея по сравнению с предшественницей современное ракетное противолодочное оружие, усиленное 650-мм торпедными аппаратами вооружение, а также увеличенный в полтора раза боекомплект. Комплексные мероприятия виброакустической защиты с применением двухкаскадной амортизации механизмов, нового противогидролокационного покрытия корпуса дали значительное улучшение акустических характеристик.

Первым командиром соединения назначен капитан 1 ранга Монастыршин Владимир Михайлович, начальником штаба - капитан 1 ранга Еремеев Владимир Захарьевич; заместителями командира соединения - капитан 1 ранга Бояркин Юрий Иванович, капитан 1 ранга Богданов Борис Сергеевич, заместителем командира соединения - начальником ЭМС - капитан 2 ранга Зверев Борис Александрович, начальником политотдела соединения - капитан 1 ранга Литунов Виктор Иванович.

Первыми к новому месту службы в августе 1985 года прибыли два экипажа - 172 экипаж под командованием капитана 1 ранга Малациона С.П. и 532 экипаж под командованием капитана 1 ранга Агеева Н.М. В сентябре 1985 года в состав соединения был принят 246 экипаж под командованием капитана 2 ранга Гончарова А.И.

Личному составу пришлось начинать службу на новом месте в непростых условиях. Приходилось одновременно заниматься ремонтом казарм для матросов, квартир в городке для семей, и, естественно, решать задачи боевой подготовки, связанные с выходами в море. Этой работой руководили офицеры: Литунов В.И., Алюшин Е.Д., Цеханский В.С., Горский Л.В., Бакин Н.Н., Топтыгин В.А., Струков С.М., Тимошенко В.В., Лепак В.Ю., Серебряков Л.В., Светлаков В.Б., Шулаев А.А., Терещенко А.М., Ерастов Е.И., Литвинюк С.И., Дзержинский В.К., Хоруженко В.В., Спиряков А.Н., Козырев В.Б., Дюкарев В.Н.

В августе - сентябре 1985 года подводная лодка «К-467» первая из кораблей соединения выполнила боевой поход. Командовал экипажем капитан 2 ранга Худяков А.Н., заместитель командира по политической части - капитан 2 ранга Подлевский В.Е., старший на борту заместитель командира соединения капитан 1 ранга Бояркин Ю.И. Первые четыре подводные лодки 671РТ проекта, пришедшие из губы Западная Лица, были: «К-513» капитана 2 ранга Масалова В.А., «К-517» капитана 2 ранга Кудрявцева Е.Н., «К-488» капитана 1 ранга Чулимова А.И., «К-467» капитана 1 ранга Кузьмина В.Д. В декабре 1985 года в состав соединения добавилось еще 3 корабля: «К-387» капитана 2 ранга Мамонова В.П., «К-495» капитана 2 ранга Семина А.А., «К-371» капитана 2 ранга Близнюка С.А.

С ноября 1985 года началась интенсивная повседневная боевая подготовка, освоение боевых возможностей пришедших кораблей, боевое слаживание соединения. К концу 1985 года в состав соединения входило 7 кораблей и 3 экипажа.

1986 год стал годом становления соединения. Были введены в состав первой линии все 10 экипажей соединения. В феврале 1986 года экипаж под командованием капитана 2 ранга Гончарова А.И. заступил в боевое дежурство, а в мае - июле 1986 года выполнил боевую службу. В 1987-88 годах успешно выполнили задачи по боевому предназначению экипажи, которыми командовали капитаны 1 ранга Малацион С.П., Масалов В.А., Семин А.А., капитаны 2 ранга Худяков А.Н., Сазонов Ю.А. Всего подводные лодки 671РТ проекта совершили 12 нелегких боевых походов. И не допустили ни одного срыва боевой задачи. А достигались высокие показатели неимоверным трудом экипажей, начинавшимся еще задолго до выхода в дальний поход. Сложными тренировками и учениями, многочисленными выходами в море достигалась та степень морской выучки, взаимопонимания и товарищества, которая затем обеспечивала успешность выполнения боевого задания.

С принятием на вооружение ВМФ СССР в 1987 году новой крылатой ракеты "Гранат", на судостроительном заводе в Северодвинске закончилось переоборудование ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 667А под этот комплекс. Попавшие под сокращение, согласно договору ОСВ-1, ракетоносцы модернизировались с вырезанием ракетных отсеков и заменой их отсеком с торпедными аппаратами бортового расположения. Тем самым, РПЛ СН превращался в многоцелевую подводную лодку, решавшую широкий круг задач: нанесение ударов стратегическими крылатыми ракетами, борьба на океанских коммуникациях, минные постановки. До распада Советского Союза на Северном флоте удалось переоборудовать и ввести в строй по проекту 667АТ (шифр "Груша") три таких субмарины. В конце 1987 года в состав соединения из Северодвинска прибыла ПЛА «К-423» 667АТ проекта под командованием капитана 1 ранга Растворова А.А. В дальнейшем соединение пополняется еще двумя кораблями этого проекта. Несколько позже в состав соединения вошла еще одна подводная лодка, модернизированная в 1983-1986 годах из РПКСН «К-420» 667АУ проекта под шифром "Андромеда". Этот корабль прибыл в состав соединения в марте 1992 года под командованием капитана. 1 ранга Гузанова Н.П. На этой ПЛА в Баренцевом море проводились испытания стратегической крылатой ракеты "Метеорит-М".

Строгим экзаменом на боевую зрелость стала проверка Главной инспекцией министерства обороны в 1989 году. Личный состав соединения продемонстрировал хорошую морскую выучку, организованность и дисциплину.

Новый этап в истории объединения начался 31 декабря 1988 года, когда в его состав вошла головная на СФ многоцелевая ПЛА под командованием капитана 2 ранга Ефременко С.В. серии "Щука-Б" проекта 971. Соединение пополнилось кораблем нового, третьего по счету поколения, пришедшего на смену подлодкам 671РТ проекта, которые к 1992 году были переданы в состав других соединений. Тактико-техническое задание на проектирование этой серии ПЛА было выдано в апреле 1977 года КБ "Малахит". Перед Главным конструктором Чернышевым Г.Н. стояла задача: используя опыт проектирования и эксплуатации подлодок второго поколения, решить проблему, так долго остававшуюся "ахиллесовой пятой" советского подводного флота - проблему акустической скрытности. Ведь ни для кого не секрет, что подлодки первого и, в некоторой степени, второго поколения уступали своим зарубежным аналогам по этому важному тактическому параметру. Вобрав в себя ещё на стадии проектирования все новейшие достижения в области радиоэлектроники, металлургии, турбиностроения, комплексной автоматизации, теории акустического поля, лодки 971 проекта приобрели характеристики, сделавшие их достойным соперником новейшим американским многоцелевым подлодкам класса "Los Angeles". Проект 971 по праву считается самым малошумным в ВМФ, и западными военно-морскими специалистами рассматривается как прямая угроза их стремлению к технологическому превосходству. В силу своего технического совершенства, подлодки 971 проекта способны успешно решать широкий спектр боевых задач. По инициативе личного состава соединения возродилась старая добрая традиция. В российском императорском флоте было принято подводным лодкам присваивать собственное звучное имя, которым гордился экипаж. Все хорошо помнят первую русскую боевую подлодку "Дельфин", героического "Тюленя" и "Волка", знаменитую "Пантеру". В советское время, из соображений секретности, лодки носили только закрытый тактический номер. И лишь некоторым из них, как правило, головным, для удобства обозначения всей серии, давалось почетное имя с политическим смыслом. По ходатайству экипажа капитана 2 ранга Михальчука В.В., при содействии Совета ветеранов-подводников, приказом ГК ВМФ СССР от 10 октября 1990 года второму на СФ кораблю 971 проекта, в память о подлодке, открывшей в 1919 году боевой счет советских подводников, присвоено наименование «Пантера». Остальные экипажи не пожелали оставаться в стороне и дружно поддержали почин. И теперь в составе российского флота вновь несут службу «Барс», «Волк», «Леопард», «Тигр», «Вепрь» и «Гепард»

Командованием Военно-Морского Флота на подлодки соединения не раз возлагались ответственные мероприятия и специальные задачи, которые экипажами субмарин решались с неизменным успехом. Поэтому не удивительно, что в соединении два командира корабля были удостоены звания Героя Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации 23 июля 1996 года Звезду Героя получил, тогда еще капитан 1 ранга, Буриличев А.В. Подводная лодка под его командованием выполняла сложнейшие и ответственные операции в удаленных районах Атлантики. Один из эпизодов этого героического похода имел последствия, получившие определенный резонанс в правительственных кругах Америки. В зоне господства противолодочных сил США подводная лодка обнаружила, а затем длительное время осуществляла скрытное слежение за новейшей американской ПЛАРБ типа «Ohio" на маршруте развертывания в район боевого патрулирования. Ракетные подлодки этого класса считались практически не обнаруживаемыми, а невозможность скрытного слежения за ними, по крайней мере в том районе, военными специалистами США вообще не подвергалась сомнению. Престиж американских подводников получил ощутимый удар, а данный факт послужил поводом для специальных слушаний в Конгрессе США, где военным командованием со ссылкой на "русскую подводную угрозу" были затребованы ассигнования для увеличения численности перспективных ПЛА "Sea Wolf".

В мае 1999 года в Кремле состоялось торжественное вручение Звезды Героя Российской Федерации капитану 1 ранга Справцеву С.В. Фотография Президента вместе с награжденным офицером попала на первые полосы газет. Короткие скупые строчки сообщали читателям, что награда вручена командиру атомной подводной лодки Северного флота за образцовое выполнение специального задания правительства, связанное с риском для жизни. И ничего больше. Все обстоятельства похода были известны лишь ограниченному кругу посвященных. Подготовка корабля к ответственному мероприятию проходила в плановом порядке. Но что за этим "порядком" стоит, в полной мере осознает лишь экипаж, вынесший все трудности на своих плечах. В наше время, когда по общеизвестным причинам все структуры флота испытывают хроническое недофинансирование, когда происходит сокращение численности не только управленческих кадров, но и береговых сил обеспечения, проблема качественной подготовки приобретает специфичный характер. Задачи по боеготовности экипажа и технической готовности корабля в связи с экономическими проблемами никто не снимает, нормы запасов не сокращаются, объема работ по проведению регламентов и ремонтов техники тоже не убавилось. Поэтому вполне понятно, что ухудшение, снижение, сокращение всего и вся перекладывается дополнительным бременем забот на плечи экипажа. Но моряки-североморцы не привыкли сетовать на трудности, они привыкли выполнять поставленную задачу точно в срок, что было продемонстрировано и на этот раз. Готовность корабля проверял лично Главнокомандующий ВМФ адмирал Куроедов В.И. Осмотрев корабль, его материальную часть, ознакомившись с состоянием дисциплины, Главком высоко оценил работу экипажа. По корабельной трансляции он обратился к подводникам и поблагодарил их за качественную подготовку подводной лодки, выразив стопроцентную уверенность в успешности операции. Старания экипажа не пропали даром. Задачи боевого похода, поставленные командованием, были выполнены с оценкой "отлично". Вскоре после возвращения капитан 1 ранга Справцев С.В. получил назначение на вышестоящую должность. На общем построении он обратился с прощальной речью к личному составу соединения и выразил искренние чувства благодарности своим бывшим сослуживцам, заверив их, что столь высокая награда - это признание заслуг всего экипажа, стойкости, мужества, сплоченности офицеров, мичманов, старшин и матросов.

В апреле 1999 года соединение проверялось военной инспекцией Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам боевой и мобилизационной готовности. Действия личного состава соединения были высоко оценены инспекцией.

В настоящее время в составе соединения несет службу подводная лодка-ветеран типа "Груша", отметившая в декабре 1999 года 30-летний юбилей, которая остается и сейчас в боевом составе. А уникальность всего соединения в том, что оно имеет в своем составе новейшую на сегодняшний день атомную подлодку Северного флота «Герард» и старейший в мире действующий атомоход.


Ваши отзывы, вопросы, предложения по e-mail

На главную страницу 24 дпл

На главную страницу 24 дпл

На главную страницу сайта


Last Updated: